Почему не стоит копить обиды и как с ними справляться?

Почему не стоит копить обиды и как с ними справляться?

Обида не относится к базовым чувствам, но мы «успешно» обретаем этот навык в детстве и проносим через всю жизнь. Эта отрицательная эмоция с множеством составляющих переживаний. И чем продолжительнее и сильнее они выражаются, тем более разрушительно действуют на нас. Неприязнь к обидчику провоцирует желание прекратить общение, отомстить, навредить ему. Но что хуже всего, переживания бумерангом ударяют по самооценке, уверенности, доверию к внешнему миру.

Основные причины обиды

Зачастую мы обижаемся, когда кто-то не оправдал наши ожидания. Но, если разобраться, то никто не обязан их оправдывать. Если вы заранее придумали сценарий, наделили человека качествами, о которых он и не подозревал – это неизбежно приведет к разочарованию. И обижаться тут нужно не на оппонента, а на самого себя. А лучше попытаться разобраться в собственных чувствах и почему вы представили, что все будет так, а не иначе. Здесь есть психотерапевты Нижнего Новгорода https://ru.qui.help/psychologists/city/rossiya_nizhniy-novgorod, которые предлагают разные методики самопознания и контроля эмоций.

Вторая распространенная причина обид – уязвленное самолюбие. Нам свойственно обижаться на несправедливые обвинения, клевету, удары по больному месту. Если вы постоянно прокручиваете в голове неприятную ситуацию, обдумываете, как можно было ответить или защититься, то речь идет именно о самолюбии.

Также это один из инструментов манипулятора. Если вам важен не сам факт обиды, а возможность продемонстрировать обидчику, насколько вам от этого плохо, вызвать чувство вины. В этом случае вы осознанно или неосознанно обижаетесь, чтобы добиться своих целей. Тактика заранее провальная, так как манипуляции неприятны любому человеку, и он будет стараться дистанцироваться от вас.

Как поступить, если вы обижены?

Обиженный провоцирует негативные эмоции прежде всего на себя. Это личное переживание, сила которого зависит исключительно от нас самих. Чтобы минимизировать его разрушительное действие:

  1. Обговорите сложившуюся ситуацию с обидчиком – только без обвинений, слез и прочего давления. Как минимум это поможет прояснить ситуацию, возможно обидчик даже не подозревает о ваших переживаниях, у него не было намерений сделать плохо.
  2. Не зацикливайтесь на негативных мыслях – смените обстановку, восстановитесь эмоционально, «разрешите» себе подумать об этом позже. Часто мы обижаемся, когда находимся в уязвимом состоянии (вымотанные, уставшие, в стрессе), позже вы пересмотрите ситуацию и увидите все в другом свете.
  3. Воспринимайте обиду, как полезный жизненный опыт. Если человек действительно намеренно причинил вам боль, мысленно поблагодарите его и отпустите ситуацию.

Ссоры, предательства, несправедливость, обман – это неизбежные составляющие взаимодействия с другими людьми. Они закаляют, делают сильнее. Вместо того чтобы обижаться и травить себя неприятными мыслями, порадуйтесь, что получилось именно так, а не хуже. Теперь вы будете мудрее и осмотрительнее.

25.10.2021 16:22