Особенности орнаментов в турецких коврах

Восточное ковроткачество насчитывает многовековую историю. Изделия, произведенные в Турции, претерпевали изменения и формировались под влиянием различных культур. Это привело к тому, что турецкий ковер получил свой неповторимый рисунок, красота которого высоко ценится по всему миру и столь великолепно вписывается в современные и классические интерьеры квартир и домов.

Особенности орнаментов в турецких коврах

История турецкого узора

Древнейшие полотна, дошедшие до наших дней, датируются XIII веком. Они найдены в городке под названием Конья и были сотканы в традициях кавказского ковроткачества. Эти полотна выполнены из стопроцентной шерсти, декорированы растительным узором, геометрическими фигурами, выставлены в качестве экспоната в стамбульском музее искусств.

В полотнах XVI века уже четко прослеживается преобладание персидских мотивов, что обусловлено иммиграцией мастеров ткацкого дела из Египта и Персии в Османскую империю. Это стало началом зарождения национального стиля, который четко прослеживается в коврах Ушак, Юрук, Гольбейна, Лотто и многих других. Характерными чертами становится преобладание:

  • замысловатого геометрического узора с закругленными или, наоборот, неровными краями;
  • стилизованного флористического орнамента, свойственного только турецкому рисунку ковров;
  • отсутствие анималистических и прочих изображений, а исключительная символичность.

Отдельного внимания заслуживают мусульманские (молельные) килемы. На полотнах изображены Каабы и другие священные места. Эти изделия производятся обособленно от остальных и несут сакральный смысл.

Узор на турецких коврах

Главной особенностью ковровых изделий, произведенных в Турции, является неизменное следование традициям национального стиля. Это характерно как для полотен ручной работы, так и фабричных моделей. Классический орнамент включает в себя:

  • Медальон. Центральная часть рисунка. Она бывает круглой, продолговатой или овальной, состоит из множества отдельных орнаментов различных размеров. Крупные обычно расположены внутри, а поменьше ближе к внешней стороне. Края неровные и напоминают собой кружево.
  • Обрамление. Расположено по краю изделия и обычно довольно широкое. Повторяет основной узор медальона и нередко «связано» с центральной частью тонким переплетением, гармонично завершающим всю концепцию рисунка.

Современные модели могут нарушать данный порядок и быть выполнены с абстрактными узорами, но не традиционные.

17.08.2020 16:13