Помощники - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: предметные картинки (фрукты, овощи, игрушки, цветы, одежда, посуда и т. д.)
Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра направлена на развитие словесной памяти детей. Как известно, запоминание слов затрудняет ребенка больше, чем запоминание предметов. В силу конкретности детского мышления ребенку трудно запомнить услышанное слово без связи с его предметным содержанием. Для этого требуются особые усилия. Данная игра как раз и создает условия, которые, с одной стороны, учат прилагать такие усилия, а с другой — облегчают их. Опорой для целенаправленного и осмысленного запоминания слов в этой игре являются предметные картинки и игровое общение с воспитателем.
Игра носит сюжетный характер. Воспитатель берет на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения — запомнить и принести то, что нужно для дома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет их потребность в общении со взрослыми. Он обеспечивает эмоциональную включенность детей в игру, побуждает к условным игровым действиям. Очень важно и то, что взрослый перечисляет не отдельные, разрозненные предметы, а предметы, объединенные общим игровым смыслом.
Осмысленное и целенаправленное запоминание слов подготавливает детей к успешному осмысленному запоминанию словесных указаний взрослого. А это очень важно для обучения детей на занятиях и для их дальнейшей жизни.
Игра может проводиться и с небольшой подгруппой детей (четыре — шесть человек) и со всей группой. Опишем вариант игры с небольшой подгруппой. Воспитатель предлагает поиграть в новую игру со знакомыми картинками. «Я буду вашей мамой, а вы — моими помощниками. Я хочу сварить для вас вкусный овощной суп. Вовочка, сыночек, принеси мне для супа капусту, морковку, картошку. Повтори, что мне нужно принести для того, чтобы сварить суп?» Ответив на вопрос воспитателя, ребенок подходит к столу, где заранее разложены все картинки, и выбирает те, которые ему нужны. Затем он показывает их всем детям, а они вместе с воспитателем оценивают, правильно ли выполнено поручение: все ли он принес, не перепутал ли что-нибудь. Мама благодарит Вову и понарошку варит суп. «Хочется угостить вас чем-нибудь вкусным, — говорит она через некоторое время. — Сходи-ка, доченька, в магазин и принеси нам виноград, грушу и апельсин. Запомнила, что нужно купить?» Дочка идет выполнять мамино поручение, а потом все лакомятся фруктами.
В процессе игры мама поручает своим детям принести самые разные предметы (три-четыре вида), каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купить игрушки детям (машинку, куклу, мишку, мячик) или посуду, чтобы накрыть стол (чашку, чайник, сахарницу), вазу с цветами для красоты или принести то, что нужно для уборки в комнате (веник, совок, ведро с водой).
Постепенно, при повторении игры, можно расширять число запоминаемых слов (до пяти) и обогащать содержание устанавливаемых связей, например, к овощам для супа добавляется кастрюля, среди одежды может быть расческа или щетка для чистки одежды, к фруктам можно прибавить кувшин с водой (чтобы их помыть) и пр.
Выполнение всех поручений оценивается и воспитателем и детьми. Принесенные картинки используются в воображаемых игровых действиях — дети понарошку варят суп, лакомятся фруктами, играют с игрушками, одеваются на прогулку и пр.
Правила игры.
1. Выполнять мамино поручение самостоятельно, ничего не путая и не забывая.
2. Подсказывать не разрешается.
3. Если кто-то не полностью выполнил поручение и что-то забыл принести, дети напоминают ему и он отправляется снова за недостающим предметом.
Советы воспитателю. Все предметные картинки должны быть хорошо знакомы детям и легко узнаваемы. Разложите их заранее на столах рядами, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы облегчить детям их различение и выбор (картинки служат опорой для припоминания, названных слов).
Учитывая сложность запоминания слов для маленьких детей, эту игру следует проводить последней, когда дети уже научились устанавливать и удерживать смысловые связи на другом наглядном материале.
С детьми, которые часто забывают слова, поиграйте отдельно, варьируя различные поручения и поощряя их выполнение.
При проведении игры со всей группой все дети по очереди становятся помощниками. Имея два стола с игровым материалом, можно одновременно давать поручения сразу двоим детям. Все участники игры оценивают вместе с воспитателем правильность выполнения маминых поручений.

Смотрите также

Найди свой домик - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: резные предметы, игрушки
Игра для развития зрительной памяти.
Берем три разные коробочки. В одну кладем куклу, в другую зайчика в третью машинку. И говорим, что у каждой игрушки свой домик. Первоначально, чтобы ребенок получше запомнил, у какой игрушки, какой именно домик, немного рассказываем, обращаем его внимание на детали домика. Например, так: «У куклы вот эта розовая коробочка, в ней красное одеяло. У машинки коробочка с крышкой – это гараж, чтобы дождик не замочил её».
Затем я просим ребенка отвернуться, вытаскиваем все три игрушки и отдаем ему. Просим положить каждую игрушку в свой домик.
Если ребенок хорошо справляется с задачей, можно в тот момент когда малыш отвернется, переставить домики местами.

Как приготовить кофе? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Вспомните, что Вы делаете ежедневно или часто вместе с ребенком. Допустим, малыш видит, как приготавливается омлет на завтрак. Попросите ребенка рассказать Вам последовательность действий, которые при этом совершаются. Если ребенок затрудняется или говорит пока только слова, еще не составляя предложения, то начните сами, а малыш пусть добавляет ключевое слово.
Например, спросите ребенка, как приготовить кофе?
Мама: «Сначала мы берем из шкафа чистую…»
Ребенок: «Кружку»
Мама: «Затем ложечкой насыпаем из баночки…»
Ребенок: «Кофе»
Мама: «А что потом?»
Ребенок: «Кладем ложечкой сахар, наливаем воду, размешиваем, наливаем молоко!»
Что еще можно спрашивать? Как почистить зубы? Как постирать одежду? Как поливать цветы и т.д.

Пуговицы - игра для детей

Количество игроков: двое
Дополнительно: пуговицы
В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6.

Не забудешь, что купить? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: любые небольшие предметы
Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками,
большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хоз. товары", "Продуктовый" и т.д..
Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

Повторяйка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем
и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д.
Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое.
Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры.

Стулья - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Стулья ставят в один ряд. Дети садятся на них и закрывают глаза. Ведущий должен запомнить, где каждый сидел или записать на бумажке. Он дает детям команды: "сделайте 5 шагов вперёд", "повернитесь 2 раза", "сделайте 4 шага влево", и т. д. Затем по команде "По местам!" дети должны найти свой стул с закрытыми глазами. Кто ошибется - выходит из игры.

Рисуем по памяти - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.
Что за рисунок получится в конце концов?

Кто где - игра для детей

Количество игроков: десять и более человек
Дополнительно: нет
Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.
Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.

Эхо - игра для детей

Количество игроков: семь и более человек
Дополнительно: мяч
Игроки запоминают несложное забавное стихотворение. Проверяется усвоение: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую. Потом дети говорят первую половину фразы, а водящий — вторую.
Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.

Игра для зрительной памяти

Количество игроков: любое
Дополнительно: 20 цветных косточек, проволока
Между стойками натянуты две проволоки, на которых передвигаются по 10 цветных косточек. Нижние косточки перед началом соревнования сдвинуты в сторону. Верхние расположены в определенном порядке. Соревнующиеся смотрят в течение пяти секунд на верхние косточки, после чего косточки закрываются.
Задача - расположить по памяти нижние косточки в таком же порядке, как и верхние.